Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 29.03.2009, 19:06
Аватар для Андрюшка
Incontestable member
 
Регистрация: 22.07.2007
Адрес: Russian Federation Москва
Пол: Male
Сообщений: 729
Рецензия. "Похороны Сталина". 1990 г.

Возомнив себя однажды поэтом, сложно бывает отрешиться от поэтического (не путать с романтическим) восприятия объективной реальности.

За пятнадцать лет, я успел: двенадцать тонн прочесть чужих, накропать сотню плохих, десяток достойных, и троечку гениальных стихотворений. Сумел понять изысканную кухню и разобраться в столярной мастерской ремесла стихосложения. Научился. Постиг алгеброй гармонию. Теперь я знаю, как, и из какого сора, это делается.

...Щелкаю ТВ пультом. Идет фильм: «Похороны Сталина». Ну, идет себе, и идет. Ан-нет! Замираю! Обращаю внимание на поэтичность повествования, и зависаю в гравитационном поле! Используются те же приемы, нажимаются те же клавиши и дергаются те же струны! Грубые и тонкие инструменты из поэтической мастерской, навязчиво выпячиваются в построении кадра, репликах героев и расцвечивании пленки.

«Ого! Это - надо досмотреть!» - подумал я.

Понимая: зачем, что и как авторы хотят сказать, мне стало шпионски интересно. Я не смог отлипнуть от экрана, вплоть до финальных титров.

«Предчувствия его не обманули», как пелось в мультфильме. Автором сценария и постановщиком сего действа оказался Евгений Евтушенко. Поэт!

Последние минуты жизни Сталина. Коммуналка. Арестовали отца одного из персонажей. Сын — в шоке... Да. Вероятно, это был сильный, и скорее всего - резонансный режиссерский ход. Однако... Я не помню, что было дальше! Смысловая нагрузка материала гораздо меньше меня занимала , чем манера и форма подачи. Обличительные пинания дохлых львов, с над- и подтекстами, тонут и меркнут в очаровании воздушной постановки.Я помню, как это было показано, но не помню, что там происходило. Боже мой! Насколько это высокое искусство! Я с трудом вспоминаю коллизии сюжета! Постановка — убила идею!

Да, и Бог с ней, идеей! Вы видели постановку? Вы очертили циркулем прямую линию? Нет?

Это — волшебство!

Людям не любящим и не понимающим поэзию, возможно, многое в картине покажется излишне сумрачным и туманным. Для остальных же, она станет велеречивым гимном жизни, на сверкающем празднике смерти.

Сквозные персонажи третьего плана, повторяющимися репликами и дагеротипной проявкой, выходят на ведущие позиции, и, как рефрены Франсуа Вийона, рифмуют видеоряд. Нет ни одного проходного кадра. Каждая секунда фильма либо показывает, либо намекает, либо настраивает на понимание собственной закадровости.

Вероятно, не для многих будут прозрачны: символизм жестов, поз и слов героев; берега городских улиц и нотная грамота птиц на проводах. Не каждому захочется вглядываться в изысканную фотографичность операторского мастерства.

Я — поэт (ой-ой! Можно подумать!) и смотрел фильм — наслаждаясь знаниями и умениями стихоплетов, пониманием обиняков и экивоков. Смотрел с превеликим удовольствием, получая высокопарное наслаждение.

Для искушенного киномана, это полотно может показаться шероховатым, нарочито «киношным» и чрезмерно прямолинейным, но я — смотрю на него, как на стихотворение: где в двух словах говорю тебе то, что иной не уместит и в двенадцати десятикнижиях! Развивай тему! Думай! Любой стишок — это басня, скрывающая в своих неявных глубинах всю боль и кровь автора.

Я - не являюсь ни большим ни малым поклонником Евтушенко. Ни в поэзии, ни в гражданско-политической сфере. Однако, данный фильм я вижу, как большое, вдумчивое, серьезное, заслуживающее пристального внимания, истинно поэтическое произведение искусства.
__________________
Эгоист - это человек, который больше думает о себе, чем ОБО МНЕ!
Ответить с цитированием