PDA

Просмотр полной версии : Рецензия. Марк Захаров. Обыкновенное чудо Того самого Мюнхгаузена.


Андрюшка
26.03.2009, 21:25
Когда генерал от инфантерии берется командовать эскадрой, это возбуждает весьма двойственное желание у команды: вздернуть его на рее, или скормить акулам?

Когда театральный режиссер берется снимать кино, результат не может вызвать однозначной реакции.

Театр и кино, при мнимом подобии, братья, но сводные. Нарочитая условность театральных декораций настраивает зрителя на углубленное восприятие актерской игры и замысла авторов. У кино несколько иные методы воздействия на зрителя. Выбор натуры для съемок отъедает, порой, весомые куски у режиссеров с ассистентами. Если на авансцене в ключевой момент свет прожектора выхватывает мятущийся, либо остолбеневший персонаж, то в кино используют крупные планы. То, что в театре подразумевается, в кино должно быть просто-напросто показано. И прочая и прочая...

Марк Захаров - режиссер театральный.

Пожалуй, на этом, вдумчивому читателю стоит прерваться, поскольку сказано уже более, чем довольно. Для оставшихся, въедливых читателей, продолжу.

Перенос театрального символизма на киноэкран редко бывает удачным. (Лишь «Каин XVIII» выбивается искрометным исключением из этого правила. Однако, и его вытягивают только образцовый текст и на половину великолепный актерский ансамбль.)

Наигравшись с актерами на подмостках, Марк Анатольевич решил закрепить успех на серебряном целлулоиде.

Номер не прошел.

Манерность и театральность происходящего, так и сочится из каждого кадра. Роли очерчены резко, штрихи грубы, глаза вращаются, губы мнутся! Ужас какой-то! Кисть художника не бережно наносит, а нагло швыряет фактурный грунт на трепетный холст. Блестящая литература Горина не может в одиночку вытащить на себе неподъемную ношу аудиовизуального ряда, присущего кинематографу, из болота режиссерских намеков.

Игра актеров у Марка Захарова превращается в фарс. Это именно игра, а порой, просто кривлянье. Папанов в «12 стульях» замечательно сыграл? Эти бурлящие переигрывания называются у Захарова актерским мастерством?
Янковский? А вы видели эпизоды, где он не многозначительно молчит, а лихо движется и пулемётит текст? Право слово, лучше бы ты многозначительно молчал!
Абдулов? Актер-то весьма и весьма средний. Не дотягивавший до уровня Евстигнеева и, дай ему Бог здоровья, Табакова. Последние двадцать лет его любили «по привычке», как до сих пор любят сушеную Элизабет Тейлор. При всем многообразии и количестве фильмов с участием Абдулова, среди них едва ли найдется один, где актерское мастерство оного затмило бы сценарий, вкупе с задумкой оператора и режиссера.

Папанову еще повезло. Он смог раскрыться у других мастеров жанра. А ленкомовские, (читай: крепостные) актеры не могли барину и слова поперек молвить. Как сказано, так и делай. В этом плане - актеры, сыгравшие в видеоспектаклях Захарова, суть куклы, прыгающие по его хотению, по сему, спрос с них не велик.

Называть свои рукоделия: «фильм-спектакль» мэтр не пожелал. Конечно! - статус «художественного фильма» - куда заманчивей! А зря, поскольку, таковыми они и являются.

Марк Захаров и кино — две вещи несовместные.

Turtle
26.03.2009, 23:29
"Обыкновенное чудо" входит в пятёрку моих самых любимых значимых для меня фильмов.

Что за претензии? Да, это в чистом виде авторский театр Марка Захарова, и он в этом никого не обманывает. Это его изобретение. Что-то не было на тот момент обнимающей здание Госкино очереди киномэтров, желающих поэкранизировать "Двенадцать стульев". Гайдай не мог бы решить эту задачу чисто теоретически, и не решил, потому что, попросту,— ну не комедия это, не над чем там смеяться.

А Захаров её решил, и решил с блеском, что и подтверждается немедленными последующими госзаказами на "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен", успех которых начал зашкаливать настолько, что заказчику стало страшновато, и он немного притормозил.

Зависть, бесконечная зависть, разжигаемая вагонами писем, а теперь ещё и рейтингами, в т.ч. Архива — вот свидетельство о всех кинотеатральных творениях Марка Анатольевича Захарова.

Dimon_
26.03.2009, 23:50
Turtle, а вот о "Двенадцати стульях" я бы всё-таки поспорил. Надо отделить одно от другого. Само произведение, текст - оно гениально, сложно и многогранно. Но мы же говорим не о тексте Ильфа и Петрова. Мы об игре говорим. А я оцениваю игру Гомиашвили и Филиппова на порядки выше, чем Миронова и Папанова.
Подчеркну, не самих актёров, и не их творчество вообще, а их игру в пространстве конкретной режессуры.

Turtle
26.03.2009, 23:59
Я уже сказал, что тут не о чем спорить — была бы игра первых окончательно лучшей, никто бы не дал денег на игру вторых. Аналогично и третьих нет, потому что вторые окончательно поставили точку.

masok
27.03.2009, 00:05
была бы игра первых окончательно лучшей, никто бы не дал денег на игру вторых.
Очень странный аргумент, коллега... Почему-то как раз по моим воспоминаниям деньги, как правило, тогда находились на самые серые и бездарные фильмы, на талантливые их обычно не хватало...

Кстати Гайдаевская версия 12-ти стульев мне нравится намного боьше и кажется очень смешной, в отличие от версии глубоко любимого мною Захарова. Мне кажется, как раз 12 стульев ему ну очень не удались. Но с меня какой спрос - я вообще из всех его фильмов больше всего "Формулу любви" обожаю :)

Turtle
27.03.2009, 00:15
masok, как математик, Вы меня снова удивляете. Я же говорю, методом исключения — если бы руководство СССР посчитало бы "Двенадцать стульев" проваленным проектом, никто и никогда не дал бы Захарову что-либо снимать ещё. И снова, методом исключения,— то, с какой скоростью повились "Обыкновенное чудо" и "тот самый Мюнхгаузен" говорит об истинном качестве этих фильмов, а значит и фильма, предшествовавшего им.

masok
27.03.2009, 00:17
если бы руководство СССР посчитало бы "Двенадцать стульев" проваленным проектом, никто и никогда не дал бы Захарову что-либо снимать ещё

Повторяю, вы ошибаетесь. Рациональные доводы имели минимальное отношение к управлению искусством. Говорю как очевидец. Предлагаю остаться при своем мнении, а то коллега
Dimon_, прервет нашу дискуссию по п. 6.10 форума и будет прав.

Turtle
27.03.2009, 00:49
И снова повторю — ни у кого и никогда не было и нет никакой ненависти, а только зависть, бесконечная зависть Марку Анатольевичу Захарову, автору театральности лучшего фильма СССР "Белое солнце пустыни".

Андрюшка
27.03.2009, 00:51
Я могу ошибаться, но, по моему Захаров написал только "письма Сухова", но никак не сценарий.

Turtle
27.03.2009, 01:07
Да, "только письма". Но именно они сделали этот фильм жирной исторической точкой в спорах, кто и что лучше.

Что именно берут с собой космонавты на орбиту? Ну не супермена же Сухова, и даже не человеческий подвиг Луспекаева. Они берут с собой эти письма.

iam
30.03.2009, 11:27
Я обыкновенного чуда не смотрел еще. Почему то не мог, то не попадал. Причем наверное даже не старался попасть. Вот прочел ее не далее как 2 недели назад, а смотреть почему то так и не захотелось.
Зато Мюхгаузена я люблю и наверное одна из лучших ролей Янковского ("Полеты во сне и наяву" недавно тоже приглянулась) А так он не настоящий и немного поверхностный игрок на мой взгляд. Такой же как и Абдулов. Наверное дело в том, что не всех ему играть надо... "Над темной водой" и не дальше Ну или Next-* какой нибудь.

ценитель
17.08.2009, 19:56
еще и абдулова умудрился оскорбить и всех остальных актеров, "Обыкновенное чудо" естественно гениально.

AlexeyTuzh
27.03.2011, 00:53
"Ну Вы, блин, даёте!" ("Особенности русской охоты")
Я хорошо помню своё детство и походы в Ленком. Я даже не беру какие-то знаменитые спектакли, вроде "Юноны и Авось" и "Тиля", но даже "В списках не значился" открыл для меня подвиг защитников Брестской крепости (и гораздо лучше, чем недавний фильм, который мой сын посмотрел в том возрасте, в котором я смотрел спектакль). О "Гамлете" Тарковского на сцене Ленкома только легенды ходили...
А уж когда один за другим стали выходить фильмы Марка Захарова. Сейчас многие не помнят, но ретроспектива его фильмов была летом 1991 года. И фильм, который был показан сразу после разгона ГКЧП - был "Убить дракона"! Не знаю уж, кто там был провидцем на телевидении, но подгадал он здорово.
А уж "Обыкновенное чудо" было просто чудом в моём детстве. Какой там Евгений Леонов?! Может кто-то на форуме помнит его же в роли Иванова на сцене Ленкома в спектакле Марка Захарова?
А "Синие кони на красной траве", а "Диктатура совести"...
Перефразируя Пушкина: фильмы Марка Захарова давно растащили на цитаты, "Обыкновенное чудо" - скорее Григорий Горин, чем Шварц, если мы не видим за актёрами режиссёра - это не значит, что его нет! За Мастрояни и Джульеттой Мазиной тоже можно Федерико Феллини не рассмотреть...
"Ну вы, блин, даёте"...

andreymx
27.03.2011, 10:18
...если мы не видим за актёрами режиссёра - это не значит, что его нет!...Я 10 лет смотрел "Любовь и голуби" по несколько раз в год, и на одиннадцатый вдруг понял, что там играет Сергей Юрский.
:)